12+ Последний номер:
13 Сентября 2019 года
Южный Коктейль
журнал Южный Коктейль

Чему учить современных детей

0 366 08.09.2017, 12:10 Дети

Современные дети: какие у них особенности, и как их учить? Эта тема интересует не только учителей, но и их родителей. Приводим рассуждения на эту тему педагогов из частных и государственных школ. Их мнение может быть многим интересно.

Разница между сегодняшним учеником и учеником 20-летней давности колоссальная. Это не плохо и не хорошо, такова данность. Современные дети очень прагматичны. Они хотят заниматься только тем, что принесет им в будущем конкретную пользу, все остальное кажется им лишним. Чаще всего ребенок банкира уже знает, что пойдет на экономическую специальность, ребенок владельца компании — на менеджмент. «Зачем мне история искусств, если я хочу быть финансистом?» Это говорят не только дети, но и их родители.

Такая прагматичность создает педагогам основные сложности. Приходится делать упор на развитие мышления, общее развитие и развитие творческих способностей. Недостаточно просто что-то знать, важнее уметь пользоваться этими знаниями.

К сожалению, сегодняшняя оценка знаний выпускников по системе ЕГЭ порой вынуждает учителей тратить основную часть времени именно на натаскивание, как бы грустно подобный термин ни звучал в применении к образованию наших детей. Нынешние стандарты образования ставят слишком утилитарные задачи перед учеником.

Частая жалоба от родителей: ребенок проводит все время в виртуальном пространстве. Да, современные дети мало рассуждают, часто косноязычны, у них небольшой опыт написания длинных сочинений и публичных выступлений.

Но не следует ребенку запрещать пользоваться компьютером и интернетом! Научите его использовать компьютер как инструмент для работы, а не только как средство развлечения.

Заинтересованность ребенка — это ключевой момент в обучении. И здесь во многом именно от личности учителя зависит, будет ли ребенку интересно заниматься конкретным предметом.

В современных школах, особенно частных, учителю бывает сложно заставить ребенка регулярно учиться. Лучший метод решения проблемы — индивидуальный подход к каждому ребенку.

Очень важно, чтобы взгляды на образование у школы и родителей были схожими. Родитель должен разделять убеждение в том, что его сын или дочь имеют право на выбор жизненного пути.

Часто от учителей со стажем можно услышать такое выражение: раньше дети были лучше. Но поверьте, так говорили всегда. Как и проблема соблюдения грани между дружескими отношениями и дисциплиной, которая тоже всегда была актуальна. И тогда, и сейчас дети, с которыми педагог ставит спектакли и ходит в походы, почему-то очень удивляются, когда от него же получают двойку за невыученный урок или списывание. У нынешних детей другой объем знаний — в чем-то меньше, в чем-то, наоборот, шире, другие возможности: они бывали за границей, пользуются интернетом. Но все это внешняя корочка, а если ее соскрести, дети все равно дети, абсолютно такие же, как и 30 лет назад. Конечно, жизнь раньше была другая, люди были закрепощенные, сейчас куда более свободные, порой даже развязные.

Всех учителей беспокоит, что дети не умеют говорить. Так было и 20 лет назад. Недавно в Facebook гуляла на эту тему шутка: устный экзамен — это когда ты пересказываешь лектору его лекцию в переводе Гоблина. Над этим надо работать: как учителям, так и родителям. Например, отдав ребенка в театральную студию на сценическую речь. Подобный опыт не только раскрепощает поведение на публике, но и помогает выстаивать правильную устную речь, быстрее находить нужные слова.

Хорошие педагоги стараются учить детей думать на любом предмете. В современной российской школе многое построено на зубрежке, особенно если учитель попадется традиционный. Знать много хорошо, приятно и нужно. Но этого недостаточно.

Кроме традиционных способов получения знаний — выслушать, прочитать, выучить, запомнить — необходимо научить детей самостоятельно работать с информацией.

Это непросто сделать учителям в рамках нашей общеобразовательной программы. Но можно самим родителям создать дополнительные условия для ребенка.

Например, научив находить его нужную информацию через поисковые сайты (Гугл вам в помощь!), и выделять из большого объема текста основные мысли, формулируя их тезисно. В принципе, эти навыки в любом случае вам развивать понадобится, если, конечно, вы не планируете все заданные ребенку школьные рефераты (а их сейчас задают часто, иногда даже по физкультуре) составлять вместо него.

Кстати, обмениваться мнениями в соцсетях по недавно прочитанным новостям - это ведь тоже навык работы с информацией. И современные дети его могут развивать постоянно.

Чтение книг – давно доказанный эффективный метод развития мыслительных навыков. Важно, правда, не только «проглотить» текст, но и высказаться по его поводу. Проанализировать прочитанное. Хотя бы в эмоциональной форме. Ребенка всегда можно спросить, что ему больше всего запомнилось в прочитанном, что понравилось ,что нет и почему. Даже беглый ответ на это вопрос позволит активизироваться всем мыслительным процессам.

Многие учителя положительно относятся к предметам по выбору. Ведь современные дети очень перегружены. В Англии, например, тоже сначала все предметы обязательны, а потом дети выбирают, куда они идут дальше, и глубоко изучают уже те предметы, которые им нужны в вузах. Да, этот выбор может быть неправильным. Но ничего страшного в том, чтобы дать детям право на ошибку, нет. Родители и учителя сейчас дают им мало возможностей для выбора. А ведь это сильно связано с чувством ответственности, которого современным детям сейчас так не хватает.

460x80 внизу
460x80 внизу
220x120 внизу второй ряд
220x120 внизу второй ряд
220x120 внизу второй ряд
220x120 внизу второй ряд