12+ Последний номер:
13 Ноября 2018 года
Южный Коктейль
журнал Южный Коктейль

Скорочтение: Основные приемы

0 185 07.05.2018, 15:07 Дети

     У школьников и студентов медленное и неуверенное прочтение текстовой информации приводит к тому, что на выполнение заданий тратится больше времени, а это, в свою очередь, приводит к общему снижению показателей успеваимости. Так что польза скорочтения бесспорна.
     Традиционно считается, что для того, чтобы научиться быстро читать, следует выполнить ряд требований:
     1.Иметь достаточно широкий угол зрения.
     2.Читать текст без проговаривания.
     3.Читать без возвратных движений глаз.
     4.Мгновенно выделять главную мысль текста. Пропускать ненужное.
     

     Это и есть основные приемы скорочтения. На практике их сочетают с тренингами по развитию мышления, внимания и памяти. А отрабатываются они с помощью специальных упражнений.
     К примеру, такую задачу, как расширение периферического зрения, успешно решает систематическая работа с таблицами Шульте.
     Простейшая таблица Шульте представляет собой квадратный листок бумаги шириной с книжную страницу, условно разделенный на 25 одинаковых квадратных ячеек (5 рядов и 5 столбцов), в которые шрифтом обычного книжного размера беспорядочно вписаны числа от 1 до 25. дается задание — быстро найти объекты в опеределенном порядке. По мере развития навыка переходят к таблицам с количеством ячеек 6х6, 7х7, 8х8, соответственно увеличивая и размер квадрата, и изменяя шрифт.
     Для тренировки «расфокусированного зрения» используют 3D картинки и картины с оптическими иллюзиями.
     Расширяют угол зрения и клиновидные таблицы, работая с которыми необходимо медленно передвигать взгляд вниз до того момента, когда наше сознание перестает воспринимать информацию.
     

     А вот упражнения, которые помогут читать текст без проговаривания:
     -- одновременное чтение и счет от 1 до бесконечности;
     -- произношение прочитанных слов небольшой задержкой — каждое слово воспроизводится уже в то время, когда читается следующее. На практике это осуществляется сложнее, чем первая техника, и сделать это без тренировки под силу не каждому;
     -- проговаривание во время чтения стихов и куплетов песен;
     -- повышение и понижение скорости чтения — менять лучше всего припомощи специально настроенного метронома, который будет задавать темп;
     -- произведение во время чтения различных движений пальцами или руками — за эти действия отвечает большая часть мозгового двигательного центра, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполнимыми. Нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание. К примеру, читая книгу, можно время от времени отводить назад согнутую в локте левую руку или выпрямлять поочередно по одному пальцу правой руки;
     -- чтение дожно проходить под специально подобранный темп, который не может быть совместим с проговариванием или же усложняет его;
     -- прослушивание музыки при чтении.

     Еще одно непростое, но эффективное упражнение - «Стук ритма». Читаем текст, и одновременно как можно четче выстукиваем неправильный ритм. Естественно, информация станет усиливаться довольно плохо, так как стук будет мешать проговаривать слова про себя (вернее, мы их будем хуже слышать).
     Однако, если упражнение не прерывать, через некоторое время включится визуальный канал восприятия, и при виде слов образы, заложенные в них, начинают представляться сразу без проговаривания. Со временем чтение ускоряется а внутренний голос затухает.
     Для устранения остановок, возвратных движений глаз и перечитывания используют упражнения с плотными шторками-закладками. Шторка скользит по странице с заданной скоростью сверху вниз, закрывая сверху уже прочитанный текст, и не дает возможность читателю вернуться назад. Скоро вы заметите, что в большинстве случаев малопонятные фразы не содержат новой информации, что смысл их полностью проясняется, когда страница дочитана до конца, и что основная причина регрессии — нервозность и отсутствие сосредоточенности.
     Так же работает упражнение «Указка» - только ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашем или пальцем, который все время ведет вас вперед.
     «Режем полстроки». Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадывааться о написанном и, в то же время, в такой ситуации закономерно захочется увидеть следующую строку еще до того, как вы «срежете» ее часть.
     Читать быстро может научиться каждый! Но, самое главное в технике скорочтения — это научить себя понимать прочитанное, запоминать главное, выделять для себя важное.

     И здесь помогут упражнения по нахождению ключевых слов в тексте. Этот метод можно в шутку назвать «читать через слово». То есть, пробегая глазами материал, «цеплять» лишь те слова вместе с прилежащими к ним отрывками, которые имеют отношение к теме. На этом же принципе базируются упражнения «Просмотровое чтение», «Выдели главное», «Сканирование» и др.
     Приемы скорочтения бывают разными. Некоторые можно назвать «серьезными». Они работают на стыке психологии с самоубеждением. Другие — подобны игре. Эти приемы не требуют особого напряжения и подходят даже детям.

     Слова-половинки.
     Задача, которая ставится перед учеником — по отдельному фрагменту слова догадаться о том, какой будет его остальная часть. Напишите несколько слов (5-10) крупными буквами на бумажных листах или крточках. Разрежте карточки со словами в произвольном порядке на половинки. Перемешайте карты. Предложите ребенку правильно сложить из этих элементов слова.
     Чтение задом наперед.
     Для начала произносим слова обыкновенно, а потом наоборот: пианино — онинаип, потолок — колотоп (не глядя в текст, в уме!). Тренироваться желательно до тех пор, пока не появится ощутимый результат. Это упражнение увеличивает скорость угадывания, прочтения слова.
     Найди слово.
     Нужно попросить кого-то приметить слово в статье. Вам же предстоит найти это слово как можно быстрее, на время!
     Чтение на время.
     Эта методика хорошо мотивирует ребенка к занятию чтением, ведь в процессе выполнения задания положительный результат становится очевиден.
     Прыжок-остановка.
     Смысл этого упражнения — в закреплении навыков ориентирования в тексте, максимально используя зрительную память. Ребенок кладет руки на колени, перед ним лежит открытая книга с текстом. По команде взрослого: «Прыжок!» он начинает читать текст. Когда раздается команда «Стоп/остановка», читатель должен поднять голову от книги, закрыть глаза, и несколько секунд передохнуть. Когда снова раздается команда «Прыжок!», ребенок опускает глаза и ищет в книге то место, на котором он остановился. После того как место найдено, чтение необходимо продолжить до следующей команды взрослого.
     Разорванный текст.
     Распечатайте текст, или возьмите такой текст, который можно порвать. Порвите страницу на узкие полоски вдоль текста. Положите полоски перед собой. Сделайте небольшое расстояние между полосками, или наложите полоски друг на друга. Начинайте читать. Экспериментируйте с расстоянием между полосками. Сдвигайте полоски по вертикали, надвигайте, делайте больше расстояние между полосками. Нагрузите мозг. Он любит решать ребусы и находить ответ из задач с неполными данными. Скоро вы перестанете замечать расстояние между полосками.

     Методик по скорочтению в наше время появилось очень много. Сказать, какая из них лучшая, Вы сможете только сами.
     Но, как показывает практика, 90% самостоятельно обучающихся так и не достигают хороших показателей. И виной том банальная лень. Как Вы думаете, что более эффективно — тренировки дома или в спортзале под руководством тренера? Так и здесь. Самым оптимальным вариантом обучения является все же школа скорочтения или специальные курсы. Именно тут опытные педагоги подберут оптимальные упражнения для вашего ребенка и проведут их наиболее грамотно. Такие занятия помогут не только научиться быстро и грамотно читать, но и улучшат память, внимание, общее мышление, поспособствуют развитию воображения.
     

     Текст: Ткаченко Елена,
     преподаватель школы IQ 007

     Использованы фотоматериалы:
     http://pallada-deti.ru
     http://vsekursi.ru
     http://www.bag-travels.ru
     http://spb-mental.com

220x220 справа вверху

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
460x80 внизу
460x80 внизу
220x120 внизу второй ряд
220x120 внизу второй ряд
220x120 внизу второй ряд
220x120 внизу второй ряд