12+ Последний номер:
13 Апреля 2021 года
Южный Коктейль
журнал Южный Коктейль

Ребенок как личность: Развиваем грамотно. Часть 2

0 738 27.08.2018, 16:02 Дети

     Для формирования личности в этом периоде важно умение формулировать для себя цели. Дошкольный возраст - это возраст краткосрочных целей. К примеру, выступить на праздничном мероприятии в детском саду является очень ответственной миссией для ребенка. Его цель состоит в заучивании стихов, ролей, запоминании танцевальных движений и пр., чтобы выступить максимально хорошо. Тем самым удовлетворив уже растущую в этот период потребность в одобрении и похвале.
     Ребенок, нуждающийся в постоянном присутствии родителей или воспитателей в своей деятельности, не в состоянии самостоятельно организовать свой познавательный процесс через игру. Впоследствии он с большим трудом будет способен брать ответственность за свои поступки!
     Вывод: Прежде чем оценивать ребенка, попросите его самого высказаться на этот счет. Он научиться анализировать и доверять себе.
     Дошкольный период – возраст безграничной любознательности. Дошколят интересует буквально все. И на любой вопрос родителям приходится находить ответ. Тут и тема отличий в физиологии полов, и темы профессий, суть различных явлений и вещей в нашей жизни и многое другое.
     Информация, полученная от взрослых и ровесников, далее собирается воедино в цельную модель мира со взаимосвязями и пониманием окружающей реальности.
     На мой взгляд, возраст 4-7 лет самый интересный для родителей. Если вы читали когда-либо подборку детских высказываний из серии «Говорят дети», то это не просто забавно, иногда в их размышлениях, помимо милой непосредственности, можно найти огромный философский смысл.
     Вывод: Общайтесь с вашим ребенком каждую свободную минуту! В этом общении вы сами получите больше даже, чем ваш ребенок.
     Живой диалог не заменишь подарками или кратковременными эмоциями от других развлечений. Вы укрепите с ним свой эмоциональный контакт, сохраните доверие к себе и авторитет в его глазах тем, что он вам интересен как личность.
     Настоящие обиды, переживание таких эмоций как стыд, чувство вины, досада, разочарование, ощущение униженности, или несправедливости по отношению к себе со стороны взрослых, дети переживают как раз в этом возрасте.
     Вы о чем-то можете и не догадываться, по каким-то причинам ребенок не сочтет нужным вам доверить свои переживания, но его ор- ганизм скажет без промедления сам за себя. Сейчас огромное количество книг и статей о психосоматических проявлениях у деток. Аллергии, повышение температуры, частые вирусные заболевания, проблемы с работой желудочно-кишечного тракта, проблемы в работе бронхо-легочной системы и много других берут начало именно в теме взаимоотношений человека с окружением. Это как пусковой механизм, а болезнь – это следствие того, что, пока защитные ресурсы организм тратит на преодоление психологического стресса, к вирусам, бактериям и аллергенам он в это момент «глух и слеп».
     Вывод: Будьте чувствительны к эмоциям ребенка! Он переживает их не по детски, а точно также, как и взрослый.
     Не всегда требуется действие с вашей стороны, достаточно сочувствия, а не жалости. Так ребенок научится милосердию.

     Школьный возраст и ранний пубертатный период
     К этому периоду основные личностные характеристики в ребенке уже заложены.
     Для родителей могут наступить трудные времена. Детская самостоятель ность начинает зашкаливать. И мы делаем скидку на переходный возраст. Уже не вы, а вас начинают оценивать. Родительский авторитет способен по шатнуться в этот момент.
     У подростка появляются кумиры, другие авторитеты, собственные взгляды и умозаключения. Теперь ваша скрипка - последняя. Большую роль начинает играть в жизни ребенка социальная группа, в которой он проводит большую часть времени.
     Теперь это ребенок только по возрастным и правовым характеристикам. На самом деле перед вами уже почти сформировавшаяся личность. Какие инструменты в этих отношениях вы выберите, собственно, то и получите в итоге.
     Сколько существует историй, когда расслабленный родитель довольно покладистого ребенка в его подростковом возрасте вынужден применять всю свою авторитарность (и часто безуспешно). В ребенке просыпается бунтарь. Теперь он хочет, чтоб слушали его. Считались с его точкой зрения, желаниями и потребностями. А потребности растут в геометрической прогрессии!
     Несмотря на то, что для вас он продолжает оставаться ребенком, я бы охарактеризовала взаимоотношения родитель-ребенок уже как партнерские. Мы продолжаем еще держать руку на пульсе его успехов в школе, стараемся быть в курсе его взаимоотношений с ребятами вне учебы, но приходится мириться с тем, что так, как раньше, в вас он уже не нуждается.
     Сохранить отношения доверительными возможно, доверяя безусловно.
     Попытки навязывания своей точки зрения, если не сейчас, то позже могут иметь эффект взорвавшейся бомбы. Или вы услышите в свой адрес упреки в родительской несостоятельности, или вырастите слабое безвольное существо, всю оставшуюся жизнь борющееся с психологическими проблемами и травмами, нанесенными в детстве.
     Вывод: Не попадайте на крючок противоречий! Сейчас как никогда важно чтобы все, что вы озвучиваете, подтверждалось личными делами и собственным примером.
     Принятие авторитета невозможно навязать, добиться силовым способом или используя манипуляцию ограничений в чем-либо. Нынешние дети очень отличаются даже от поколений 90-х. Огромное количество, разнообразие и доступность информации в интернете делают свое дело.
     И старшее поколение на фоне современных детей и подростков выглядит порой людьми с ограниченными взглядами и стереотипным мышлением.
     Сейчас они еще пополняют свою «информационную базу» и даже не думают, с какой идеей проснутся утром. Но каждое последующее поколение всегда более прогрессивнее предыдущего. Такова эволюция человечества.
     Вывод: Всегда верить в своего ребенка, даже когда, казалось бы, нет для этого предпосылок.
     В истории человечества были случаи, когда, только благодаря материнской вере, вырастали гении: Энштейн, Спилберг, Джобс, Стивен Кинг, Никола Тесла и другие.
     И ваш ребенок тоже будет уникальным в какой-то, возможно, одной области, но зато там ему не будет равных.
     Одна моя клиентка (замечу, растящая дочь без мужа), имеет очень высокий уровень ответственности за ее счастливое будущее. И выражается оно не в том, как бы устроить дочь в престижный вуз или подыскать тепленькое местечко в дальнейшем. Мама заметила, что девочка ладит с младшими детьми, те ее просто обожают и слушают. Где нужны люди, которых способны с удовольствием слушать дети? И когда после окончания школы принималось решение, куда поступать, выбрали вот такую малооплачиваемую и непрестижную профессию педагога. Дочь задала вопрос: «Как же быть? Все говорят, зачем ты туда поступаешь? Неблагодарная работа за копейки». На что мать ответила: «Даже если из ста выпускников педуниверситета трое будут заниматься этим с любовью, смогут там реализовать себя профессионально и личностно, большая вероятность, что как раз потом с их помощью эта система образования и начнет двигаться к своему процветанию».
     Вывод: Учитесь мыслить сами позитивно, и Ваш ребенок всегда из любой трудной ситуации будет находить как минимум два выхода!
     Успешного всем своего личного опыта!

     Текст: Екатерина Енина,
     семейный психолог-консультант
     8 (962) 880-52-00

     Использованы фотоматериалы: https://www.familyfriendpoems.com, https://eruditcentre.ru, https://www.zastavki.com

Архив номеров

пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930