13 Апреля 2021 года
Популярные материалы
Мальчик, девочка – воспитываем правильно
Гендер - это принадлежность индивида к определенному полу, характеристики, определяющие поведенческие реакции, соответстветствующие ему. Проще сказать, если ты родился мальчиком, то тебе не нужно плести косички и наряжаться в платья. Хотя потоки информации из, например, европейских стран заставляют наших соотечественников относится к этой теме гибче и терпимее, чем, скажем, лет 20-30 назад.
Половая идентичность начинает осознаваться ребенком примерно в 3-х летнем возрасте. Мальчики и девочки, которых растят в благоприятных условиях традиционных гендерных ролей в семье, имеют меньше шансов с возрастом отказаться от своей природой заложенной физиологии в пользу противоположной.
В раннем возрасте детям это понимание прививается в семье и дошкольных учреждениях. Мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию, в зависимости от пола с разной скоростью развивается мозг. Детям предлагаются различные игрушки, книги и мультфильмы; тот же стиль одежды также определяет принадлежность ребенка к тому или иному полу. И это очень важно для верной идентификации в будущем для вашего ребенка! Те родители, которые мало придают значения подобным мелочам, просто не осознают всей важности вопроса. Что в дальнейшем может затруднить у ребенка формирование устойчивой самооценки.
Типы эмоциональной принадлежности
В классификации по гендерному признаку описываются типы, к которым по своей эмоциональной природе относится ребенок независимо от того, какой пол ему дан при рождении.
Маскулинный тип определяется напористостью, ярко выраженными качествами лидера. Эти люди независимы, властны, уже в самом раннем детстве с трудом переносят авторитарное поведение по отношению к себе. Кто-то, возможно, узнает в этом описании свою боевую дочурку.
Феминный тип наградил своего маленького хозяина осторожностью, покладистостью, редким проявлением инициативы. Такие дети постоянно нуждаются в похвале, они оценивают себя через отношение к ним других людей. Очень нуждаются в укреплении своей самооценки.
Дети андрогинного типа отличаются большой активностью, высокой приспособляемостью, добродушием, они бывают вспыльчивы, но быстро отходят, довольно самостоятельны, склонны защищать более слабых "соплеменников".
Недифференцированный тип деток отличается некоторой пассивностью, сложностью в установлении социальных контактов, отсутствием стремления к лидерству. Нет ярко выраженного стиля поведения. Спокойны. Их можно назвать - " удобный ребенок". Из них получаются отличные специалисты, например, в области современных технологий. Такие маленькие исследователи и будущие специалисты умственного труда. Им нравятся интеллектуальные занятия - шахматы, например.
Учитывая природные особенности, можно помочь ребенку раскрыть свои лучшие качества, не подгоняя его под свои рамки и стандарты. Это означает, что, если ваш сын яркий представитель феминного типа, то бесполезно стыдить его за проявления тонкой ранимой натуры, он имеет право расстроиться, поплакать, выразить свои эмоции, одним словом. В противном случае при вашем усиленном давлении вырастет неуверенный в себе мужчина, озлобленный, с чувством обиды на весь мир.
Такому ребенку больше, чем остальным типам, требуется ваше сочувствие, но не жалость. Ему нужно видеть, что вы понимаете его чувства, сопереживаете. Тут было бы оправдано спросить его самого, какой вашей реакции ему достаточно. Обнять, посидеть с ним какое-то время, сказать, что вы его любите. Может поговорить о ситуации и его видении всех участников конфликта. Ему нужно помочь дать определение своим чувствам, возможность самостоятельно оценить произошедшее и завершить это все его личными выводами. Так он сможет впоследствии больше доверять себе, а не полагаться только на советы и мнение окружающих.
Маскулинный тип - это ярко выраженное проявление эгоизма. Довольно хорошее качество! Такому ребенку необходимо укреплять понимание, что не весь мир крутится вокруг него одного. Ему необходимо показать, где заканчиваются границы его влияния. Развивать уважение не только к его личной точке зрения, но и ко мнению другого человека, которое может отличаться от его собственного. Тогда в будущем из него получится отличный успешный руководитель, а не "тиран - самодур". Девочкам такого типа хорошо эти лидерские качества перенаправить в спорт или любой вид деятельности, где есть возможность посоперничать…
Учим самостоятельности
В любом случае дома девочка остается девочкой. Родителям необходимо с детства прививать вкус к созданию красоты, своего стиля в одежде, уюта жилища, обучить соответственно возрасту элементарным навыкам ведения домашнего хозяйства. Например, в 3 года девочка прекрасно может помогать маме в приготовлении простых блюд и сервировки стола. В раннем возрасте, пока у ребенка не подавлен интерес к познаванию новых процессов, девочке любого типа можно привить эти навыки!
Мальчики тоже не должны избегать помощи по дому. В раннем школьном возрасте мальчик может иметь домашние обязанности. Вынести мусор, следить за своей обувью, помыть посуду хотя бы за собой, разогреть себе пищу или сделать бутерброд.
К сожалению не всем даже подросткам мамы это доверяют делать! Самые отчаянные мамы даже в ванну норовят зайти к своему сыну подростку, чтоб потереть спинку. Мальчик в семь лет должен уметь помыть себя самостоятельно. Тяжелее всего маме будет выдержать паузу в процессе обучения ребенка к самообслуживанию.
Здесь уместно вспомнить рекомендации известного психолога Лабковского М. Он утверждает, что уже в начальной школе нужно начать давать возможность ребенку самостоятельно делать домашнюю работу, готовить школьные принадлежности и учиться, нести ответственность за свой образовательный процесс. Особенно мальчику!
Ваша задача - наблюдать со стороны и держать руку на "пульсе". Причем не только школьном, но и на своем)) Сейчас я как раз в процессе подобного эксперимента со своим сыном-третьеклассником, и моя нервная система организована так, чтобы спокойно реагировать на пятибалльную систему оценивания знаний. Попробуйте тоже, возможно, вы недооцениваете способности к самостоятельности своего ребенка.
А как в семье?
Огромная трудность в гендерном воспитании состоит в том, что зачастую в самой семье гендерные различия достаточно условны, а бывают и вовсе "стерты". Ребенок растет без отца, воспитанием занимаются мама и бабушка. Или папа занимается домашним хозяйством, а зарабатывание денег лежит на женщине. Или работают оба родителя, но на бытовом уровне один из родителей занимает довольно пассивную позицию по отношению к своей гендерной роли. Например - папа печет пироги, а мама чинит автомобиль. Это, конечно, утрированный пример, но, я думаю, суть понятна.
Конечно, если все стороны удовлетворены, то между родителями конфликта не будет. Но в таком случае ребенок не должен быть ущемлен в понимании, что обычно пироги пекут женщины, а для папы - это не обязанность, а удовольствие, хобби или любимая профессия. Кстати, в семье моих родителей свои рубашки папа гладил сам, и учил глажке меня он. Было абсолютное понимание, что папа тем самым немного разгружает маму от этой неприятной ей обязанности и гордость, что папа у меня такой самостоятельный, что с ним в любой ситуации можно оставаться защищенной, т.к. в отсутствии мамы дома мы не чувствовали себя «сиротами».
Воспитываем правильно
На мой взгляд, важно уловить главный принцип в различии воспитания мальчиков и девочек - каждый из них - отдельная личность со своим будущим опытом и эти две противоположности в дальнейшем должны друг друга взаимодополнять. Каждая вторая российская женщина излишне жертвенна по своей натуре в силу воспитания такой же мамой, а, значит, несчастна просто как женщина.
Девочка нуждается в подтверждении словами, что она красива, нежна, что она любима просто потому, что родилась девочкой. И ей совершенно не нужно зарабатывать себе любовь героическими поступками. Ей нет необходимости добиваться любви и внимания, она, прежде всего, должна любить себя, свои таланты, свою способность принимать помощь от мальчиков, а впоследствии от мужчин. Они будут завоевывать ее расположение. Не стоит бояться, что вырастите высокомерную "снежную королеву". Чувство собственного достоинства не позволит ей в дальнейшем распорядиться своей судьбой безответственно.
Мальчики нуждаются в конкретике. У них лучше развита логика. Их нужно хвалить за конкретные поступки и дела. Будущему успешному мужчине (не важно кем он станет) требуются вера в свои силы, умение достойно принимать поражения, научиться формировать свои устремления в соответствии со своей целью и всегда двигаться вперед.
Мальчик, равно как и девочка, вполне способен освоить несколько профессий в областях, друг с другом не связанных. Наверное, только в нашей стране закрепился стереотип, что большое количество записей в трудовой книжке характеризует личность как неуравновешенную, не вызывающую доверия и не являющейся профессионалом своего дела или ремесла. Мужчина - ищущий, готовый к постоянному росту над собой, осваивающий этот мир с разных сторон для наилучшего применения своих талантов, всегда будет успешным. Природа большинства мальчиков "заточена" на результат. А если у него это качество не развивается, то будущий мужчина "застревает" или в процессе, или еще на этапе подготовки. В итоге вырастает инфантильный безответственный большой мальчик, который так и не способен на достижение результатов.
У каждого ребенка в этой жизни свой путь, свое предназначение. Если вам удастся отбросить в "пыльный угол" свои родительские амбиции и ложные ожидания, получится разглядеть в своем малыше скрытый потенциал, помочь ему в "огранке" этого таланта, верить в него больше, чем он сам - я уверена, в этом мире станет больше счастливых женщин и успешных мужчин!
Екатерина Енина,
семейный психолог-консультант
8 (962) 880-52-00
КОММЕНТАРИИ
Оставить комментарий