12+ Последний номер:
23 Декабря 2019 года
Южный Коктейль
журнал Южный Коктейль

Ох, нелегкая это работа... или Чтение в 1 классе

0 81 28.08.2018, 14:30 Познаватель

     Причин нелюбви к чтению несколько:
     — невнимание родителей к развитию речи;
     — логопедические проблемы;
     — отсутствие у членов семьи культуры чтения;
     — застенчивость, излишняя скромность, боязнь задать вопрос учителю;
     — упрямство, нежелание учиться;
     — неправильный подход к обучению;
     — неинтересная подача материала.

     Самой же главной причиной нежелания читать у детей является то, что они не овладели еще хорошо техникой чтения. Все усилия у них направлены на то, чтобы правильно прочесть слово, а не уяснить его смысл.

     Среди других причин медленного чтения у первоклашек: проблемы с постановкой дыхания, дикцией, отсутствие умения сливать разные комбинации букв и слогов, а так же отсутствие достаточных навыков работы глазами.

     Что в этом случае могут сделать родители:
     — определить интересы (ребенок интересуется динозаврами, значит, подбираем книги или рассказы про них, машинками – значит, ищем интересные рассказы про них и т.д.);
     — не насиловать книгой, но быть последовательными: договорились читать 2 листа в день, значит, выполняем это условие;
     — и воспитывать собственным примером (я много читаю, и ребенок часто видит меня с книгой, так же я с ним делюсь интересными открытиями, прочитанными мной).
     «Хорошо усваивает материал тот, кто быстро читает», – говорят ученые. А потому быстрый темп обучения берется уже в первом классе. Предполагается, что ребенок к 1 классу уже прошел подготовительный курс и умеет читать. Но так бывает не всегда. Поэтому техника чтения в этот период тщательно отслеживается.

     У первоклассников проверяется:
     — сформировался ли способ чтения по слогам;
     — насколько происходит осознание общего смысла прочитанного текста;
     — понимает ли ребенок, что означают отдельные слова и предложения;
     — соблюдаются ли паузы, отделяющие предложения.
     На конец второго полугодия у ребенка должно быть сформировано осознанное, правильное чтение. Простые слова прочитываются целым словом. Допускается слоговое чтение многосложных слов.

     Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 1 классе должна составлять:
     в 1-м полугодии — 25-30 слов в минуту;
     во 2-м полугодии — 30-40 слов в минуту.

     Вот несколько практических советов родителям.
     Первокласснику часто тяжело даются слова, где подряд стоит несколько согласных (например, СТРЕЛА, ИСКРА, СКРИПКА). Это так называемые слова-якоря: дойдя до них, ребенок надолго застревает, пытаясь выговорить. Напишите на карточках сложные слова и разучивайте их с малышом каждый день, пока не будет получаться.
     Если школьник быстро утомляется, читая тексты, или вообще не хочет ничего читать, попробуйте применить такой метод. Читаем 1-2 предложения – отдыхаем – снова читаем 2 предложения.
     Смотрите с ребенком диафильмы. В них короткие фразы сменяются яркими картинками, ребенок быстро переключается и не успевает уставать от чтения.
     Читайте на ночь. Мозг человека довольно хорошо запоминает то действие, которое производилось непосредственно перед сном. Поэтому, если хотите, чтобы ваш первоклассник быстро достиг успехов в скорочтении, читайте перед сном, хотя бы по пять минут.
     Хороший прием – «Успеть за 60 секунд». Прибавляем к скорости чтения ученика число 30 и берем фрагмент текста, состоящий именно из такого количества слов. Например, если скорость фактическая равна 80 словам в минуту, то текст нужно взять на 110 слов. Задача тренирующегося – прочитать отрывок ровно за минуту. Читаем вслух. Дается три попытки.
     Попробуйте выполнять различные «задания»: прочитай самое длинное слово; самое маленькое; слова, в котором все согласные буквы мягкие; все слова, которые начинаются с большой буквы, с буквы «б» и т. п.
     Пересказывайте прочитанные тексты. Начинать лучше с одного абзаца, постепенно увеличивая объем.
     Интересный прием «Секретная переписка». Перед уходом из дому объясните, что идете по делам, но не можете сказать куда; сохранить тайну поможет записка, где вы указываете причину, место нахождения. Дети любят секреты, охотно соглашаются поиграть в «спецагентов».
     Можно еще искать «клад» в квартире. Каждый следующий шаг, направление движения указано в новой записке. Пишите не слова или словосочетания, а короткие предложения.
     По дороге домой предложите ребенку почитать вывески на магазинах, кафе, названия продуктов на ценниках, наименования учреждений.
     «Игра в слова» знакома нам с детства. Выберите букву, например, «к»; подбирайте названия животных, растений, явлений, овощей, имена девочек/мальчиков, начинающиеся с «К». Или другой вариант, придумывать слова на букву, которой оканчивается названное слово. Например, кот – тигр – рысь – слон – носорог – гиена и так далее.
     А еще скорость чтения очень хорошо повышается, когда поешь песни в караоке для детей. Слова там поделены на слоги, поэтому приходится читать в такт музыки, и скорость чтения растет.

     Как устранить проблемы с чтением на начальном этапе
     1. Развивать память и внимание. Слабые показатели памяти сильно тормозят процесс чтения. Читая четвертое-пятое слово, ребенок может выкинуть из памяти первое, и тогда смысл прочитанного уже не понять, приходится возвращаться к началу.
     2. Увеличивать словарный запас. Читать, читать и еще раз читать. Через книги, разнообразные по тематике, ваше чадо почерпнет большое количество новых и незнакомых слов, научится различать разные оттенки речи. К тому же, у ребенка появится интерес и стремление к чтению. Разбирайте вместе значение новых слов, размышляйте над фразеологизмами.
     3. Увеличивать поле зрения. Читая одно слово, ребенок не видит второго, следующего за ним. Как следствие, уходит время, чтобы «увидеть» следующее слово, затем распознать, а потом прочитать. Решить проблему помогут специальные упражнения.
     4. Убирать регрессию (возвратные движения глаз в процессе чтения). Делаем следующее. Кладем линейку на текст и закрываем каждое прочитанное слово. Прочитал – закрыли, прочитал – закрыли. И так до конца текста. Так повторяйте изо дня в день.
     5. Улучшать артикуляцию. Если ваш ученик говорит с запинкой на каждом слоге – это неизбежно скажется на скорости. Выход прост. Учите скороговорки, стремясь четко произносить каждый звук и при этом не сбиваться.

     Чем раньше в этот период поставить правильное и быстрое чтение, тем более успешным будет ребенок в дальнейшей учебе в школе.

     Если чтение в этот период будет страдать, то это с большой вероятностью отразится на желании учиться вообще.
     Все эти методики уже 3-й год успешно используют педагоги школы скорочтения и развития интеллекта IQ 007. Филиалы школы открыты в Новороссийске, Анапе, Геленджике и Крымске.
     «В нашей школе мы учим детей правильному слоговому осмысленному чтению. И как только навык правильного чтения у ребенка сформируется, только тогда приступаем к упражнениям, увеличивающим скорость чтения, - рассказывает директор школы IQ 007 Анастасия Васитенкова, – Занятие состоит из большого количества небольших заданий. Мы чередуем работу правого и левого полушарий. Используем около 50 пособий. А количество вариаций заданий в них просто не поддается счету. Благодаря такой вариативности мы можем подстроить программу под любой уровень и особенности ученика».

     В школе IQ 007 вашего ребенка не только подготовят к школе, но и научат правильно читать, разговаривать, и даже мыслить. Готовясь по этой передовой методике, школьники и дошколята быстро осваивают секреты успешной учебы и начинают получать от этого процесса удовольствие.

     Текст: Ткаченко Елена,
     преподаватель Школы IQ 007

     Использованы фотоматериалы:
     https://i1.photo.2gis.com
     http://zhanazhol-edu.kz
     https://www.c-family.ru

460x80 внизу
460x80 внизу
220x120 внизу второй ряд
220x120 внизу второй ряд
220x120 внизу второй ряд
220x120 внизу второй ряд